«Алкоголизм» сегодня диагностируют не так часто, как того следовало бы ожидать в действительности. Это объясняется не сокращением числа пациентов, страдающих данным заболеванием, а навязыванием алкогольного мышления посредством активной рекламы в СМИ. Не каждый спешит обратиться к врачу-наркологу, полагая, что проблема не достаточно серьезная, чтобы просить помощи у специалиста. Но она все же существует, вне зависимости от возраста, социальной и половой принадлежности. И если раньше возрастные рамки приема алкоголя ограничивались пределами 15-45 лет, то сегодня нижний предел опустился до 12-13 лет.
Причины формирования алкогольной зависимости у подростков
Разумеется, далеко не в каждом случае употребление алкоголя оборачивается зависимостью. Развитие болезни во многом предопределяет объем и частота приема горячительных напитков, а также индивидуально-психологические особенности организма. Кому-то, чтобы стать алкоголиком потребуется несколько лет, а кому-то будет достаточно и двух-трех месяцев, особенно, если речь идет о подростках.
Причины, по которым подростки начинают злоупотреблять алкоголем, могут быть самыми разными. Это:
- Социальные факторы — пребывание в неблагополучной либо неполной семье;
- Навязываемая рекламой мода на выпивку, включая пиво и другие слабоалкогольные напитки, популяризация в СМИ, насаждение «пивного» образа жизни и проведения времени в компании;
- Доступность алкоголесодержащих напитков: продажа пива осуществляется практически в каждом магазине, супермаркете и киоске, работающем в круглосуточном режиме. А стоимость одной бутылки пива эквивалентна бутылке минеральной воды, дешевле сока и завтрака в школьной столовой;
- Отсутствие организации правильного досуга среди детей и представителей молодежи, ограниченность спортивных и культурных площадок, доступных для всех слоев населения.
Кроме того, подростки могут употреблять спиртные напитки «из любопытства», «для создания настроения», «за компанию», «чтобы не выделяться» и т.д.
Важная роль отводится социально-экономическому окружению человека, его эмоциональной и психической предрасположенности. Имеет значение и наследственность: передача алкогольного гена отмечается учеными в 50% случаев.
Но самой главной причиной продолжает оставаться подражание. Во время проведения одного из психологических экспериментов среди воспитанников детского сада в возрасте от 3 до 6 лет участниками было продемонстрировано сформировавшееся устойчивое понятие о «взрослой» жизни. Эксперимент проводился в игровой форме. Задача — изобразить проведение какого-либо мероприятия, связанного с приемом гостей. В 90% (!) случаях дети имитировали употребление алкоголя родителями и воспроизводили все те действия, которые характерны для человека в нетрезвом состоянии (шатающуюся походку, бурное веселье и т.д.).
Профилактическая работа в школе и семье
Какими бы не были причины обращения к алкоголю в столь раннем возрасте, начинать борьбу с этим нужно незамедлительно. Очень многое зависит в данном случае от родителей и близких родственников подростка. К сожалению, последние узнают о том, что их дети пристрастились к употреблению спиртных напитков очень поздно, когда те оказались в трудной жизненной ситуации. Этого важно не допустить.
Даже эпизодические случаи приема должны пресекаться и расцениваться, как чрезвычайное событие в масштабах семьи. Ведь, в противном случае, последствия могут быть удручающими: подростковый алкоголизм имеет стремительное развитие, в отличие от взрослого. К тому же, он протекает гораздо в более тяжелых формах.
Для уменьшения числа молодых пациентов, страдающих алкогольной зависимостью, требуется проведение профилактической работы не только родителями, но и педагогами. В школах обязательна организация разъяснительных классных часов, бесед с представителями правоохранительных органов, наркологических диспансеров и центров, специализирующихся на лечении больных алкоголизмом. Молодежи нужно помочь осмыслить вредное влияние, которое может оказывать на их жизнь и здоровье алкоголь, расставить приоритеты и указать на возможные пути борьбы с «зеленым змеем».
Работа, направленная на формирование алкогольных установок, может начинаться среди «девятилеток», то есть еще в начальной школе. Целесообразно привлечение старшеклассников к профилактическим мероприятиям и создание волонтерских организаций.
Легче предупредить развитие влечения к спиртным напиткам на первых двух стадиях, когда происходит первое знакомство и формируется психологическая групповая зависимость, чем после бороться с последствиями. Для этого нужно закрепить и поддержать эффект, образовавшийся в результате пробы алкоголя (невкусно, будет плохое самочувствие), и оградить ребенка от влияния лидера группы, где поощряется прием спиртного без ведома родителей.
Последствия употребления алкоголя для подростка
Алкоголизм, как болезнь, развивается в несколько этапов, на протяжении которых отмечается постепенное увеличение зависимости, снижение способности самоконтроля при употреблении спиртосодержащих напитков и прогрессирование соматических нарушений, обусловленных чрезмерной интоксикацией.
Любое употребление алкоголя подростками, пусть даже в незначительных количествах и непродолжительное по времени, может стать причиной нарушения активной работы мозга и привести к выраженным нарушениям в случае регулярного пьянствования. Причина — негативное воздействие этанола, угнетающего основные функции центральной нервной системы. Примером такого ослабления тормозных механизмов ЦНС может служить достижение эйфорийного состояния и повышенной нервной возбудимости на начальных этапах приема спиртных напитков подростками.
В период алкогольного опьянения происходит угнетение функции коры головного мозга, включая подкорковые структуры (ствол мозга, мозжечок, базальные ядра).
Особенно токсичен для еще несформировавшегося организма ацетальдегид — ядовитое вещество, которое образуется в организме при окислении этилового спирта. Он оказывает вред не только на стенки сосудов, активизируя атеросклеротические процессы, но и на ткани печени и мозга, стимулируя развитие алкогольного гепатита и энцефалопатии.
Удару подвергаются абсолютно все органы и ткани, рост мышц приостанавливается, происходит задержка физического и психического развития. Подросток утрачивает способности, связанные с абстрактно-логическим мышлением и эмоционально деградирует.
Лечение подростковой алкогольной зависимости
Очень часто в страхе лишиться родительских прав и утратить связь со своим ребенком родители допускают одну большую ошибку — не обращаются за своевременной помощью к специалистам. Роковую роль здесь играет их неосведомленность о том, что на современном этапе можно обойтись без постановки на учет, просто получив АНОНИМНУЮ консультацию у врача-нарколога.
Постановка диагноза осуществляется на основании анамнеза и индивидуальной беседы с пациентом и его родителями. Если речь идет о тяжелом течении болезни, сопровождаемом выраженными нарушениями (интеллектуальными, психическими, соматическими) проблем с диагнозом обычно не возникает. При отсутствии таких изменений допускается проведение гипердиагностики, чтобы исключить вероятность принятия имитационных форм поведения за основные симптомы подросткового алкоголизма.
Учитывая стремительный характер развития болезни у подростков, родителям следует позаботиться о том, чтобы посещение специалиста состоялось как можно раньше. Это сможет уберечь их ребенка от регулярного употребления алкоголя и развития тяжелой формы зависимости.
Нужно быть готовым к тому, что больного могут изолировать от привычной жизни в целях прерывания всяких связей с компанией «единомышленников». Такая смена условий жизни и распорядка дня способна благотворно влиять на патологические установки и стереотипы мышления, характерные для подросткового алкоголизма. Но не всегда. Лечение может оказаться неэффективным, если у подростка отсутствует всякая критика к собственному поведению, и он упорно отрицает наличие у него алкогольной зависимости.
Не приносит желаемого результата и подшивание, применение аверсивных средств и других аналогичных методик. Наилучший эффект способна оказывать индивидуальная психологическая коррекция, осуществляемая в условиях длительной изоляции от привычного круга общения в стенах специализированного реабилитационного центра. Психотерапия обычно сочетается с трудотерапией, занятиями по школьным предметам и спортом.
Если в вашей семье есть подросток который страдает алкоголизмом, то необходимо получить консультацию врача психиатра-нарколога. Для этого Вы можете позвонить по номеру телефона горячей линии 8 (928) 613-11-83 (анонимно) либо обратившись лично в «Наркологический центр доктора Марыныч» в г. Ростове-на-Дону. Мы обязательно поможем вашему ребенку обрести уверенность в завтрашнем дне, а родителям обеспечим спокойствие за его будущее.